ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Жаханова Латифа Зейнуллакызы
студент 3 курса кафедры правоведение КГУ имени Коркыт-Ата, Республика Казахстан, г. Кызылорда
E-mail:
Жусупбекова Мадина Койшибаевна
научный руководитель, канд. юрид.наук, доцент КГУ имени Коркыт-Ата, Республика Казахстан, г. Кызылорда
Права человека присущи каждому индивиду общества. Права человеку не наделяются государством, а это естественное свойство каждого человека. Государство только обеспечивает его реализацию. Каждый человек с рождения наделяется правами. Например, правом на жизнь, правом на личную свободу, правом на неприкосновенность частной жизни, правом на личную и семейную тайну, правом на защиту своей чести и достоинства, правом на свободу совести, правом на свободу труда и т. д.
Республика Казахстан является правовым государством, где каждому его гражданину гарантируется обеспечение реализации прав человека.
Права человека — это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.
Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в международно-правовых документах и в конституциях отдельных государств. Права человека и гражданина подразделяются на несколько групп: личные или гражданские, экономические, политические, социальные, экологические, культурные и информационные.
Особое место среди этих прав занимают экологические права человека. Экологические права человека происходят из основного конституционного права каждого человека, которое закреплено в части 1 статьи 15 Конституции РК — право на жизнь.
Статья 31 Конституции РК определяет, что государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека [1]. Значит, государство гарантирует человеку проживание в нормальных условиях, которые соответствуют требованиям стандартов и требует, чтобы все соблюдали требования по охране и защите окружающей среды.
Экологические права граждан закреплены в статье 13 Экологического кодекса РК. Так, основными экологическими правами являются: право на благоприятную для их жизни и здоровья окружающую среду; право на создание общественных объединений и фондов охраны окружающей среды; право на участие в процессе принятия государственными органами решений по вопросам, касающимся окружающей среды; право на участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, референдумах в области охраны окружающей среды; право на обращение в государственные органы с письмами, жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды и требовать их рассмотрения; право на получение от государственных органов и организаций своевременную, полную и достоверную экологическую информацию; право на предъявление в суд исков о возмещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие нарушения экологического законодательства [2].
Право на благоприятную окружающую среду является одним из главных экологических прав человека. Впервые это право было провозглашено в Конституции Испании в 1978 году. Законодательное определение благоприятной окружающей среды в Республике Казахстан было дано в Экологическом кодексе РК от 9 января 2007 года, в котором благоприятной окружающей средой признается «окружающая среда, состояние которой обеспечивает экологическую безопасность и охрану здоровья населения, сохранение биоразнообразия, предотвращение загрязнения, устойчивое функционирование экологических систем, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов» [2].
Право на благоприятную окружающую среду означает возможность жить в благоприятных условиях, которые не наносят вреда здоровью и жизни человека, а также право требовать от соответсвующих должностных лиц, работающих в сфере охраны окружающей среды поддержания надлежащего состояния окружающей среды.
От природных катаклизмов и экологических бедствий не застрахован никто. К примеру, одной из актуальнейших проблем не только для Казахстана, но и всего мирового сообщества можно назвать проблему Арала. В настоящее время продолжаются процессы опустынивания, засоления почв, обеднения растительного и животного мира, изменение климата, резко возросла заболеваемость населения. Экологическая ситуация Аральского региона привела к невозможности традиционных направлений развития экономики и вызвала ряд социальных проблем. Именно поэтому к возникновению экологических проблем нужно готовиться загодя, в том числе разрабатывая единые, четкие и понятные всем правила поведения органов власти и физических лиц.
Пока мы живем в зонах экологического бедствия, нельзя говорить о праве на благоприятную окружающую среду. Если человечество хочет жить в благоприятной окружающей среде, то необходимо бороться за это право. А это в свою очередь во-первых, требует активного вмешательства со стороны народа. Например, нужно, чтобы люди по-больше объединялись в экологические общественные объединения и организации, которые могли бы быстро реагировать на экологические проблемы. Во-вторых, нужно чтобы люди проявляли активность в участии в подготовке, обсуждений и принятий решений в области экологии и следили за реализацией этих экологических программ. Для этого необходимо, чтобы у людей было высокое экологическое сознание и экологическая культура. В этой связи, чтобы поднять экологическую культуру, в-третьих, необходимо проводить различные мероприятия, посвященные охране и защите окружающей среды. Например в организациях нужно проводить семинар-тренинги по защите прав человека на благоприятную окружающую среду, акции по охране атмосферного воздуха и т. д. В-четвертых, мы считаем, что нужно в высших учебных заведениях готовить специалистов узкого профиля, как правоведов-экологов, которые в последующем должны работать в органах исполнительной власти, в органах по охране окружающей среды. Потому что, в настоящее время работают в этих органах просто экологи. Или необходимо в программе подготовки экологов предусмотреть по-больше часов для правовых предметов. Например, можно ввести такой предмет как: «Земельное право», «Охрана окружающей среды», «Экологические права граждан и их защита» и т. д. В целом, высокая экологическая культура и правовая грамотность будущих специалистов окажет большое влияние на охрану окружающей среды и защиту экологических прав человека, в том числе и право на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, для проживания человека необходимы нормальные условия, которые обеспечивали бы здоровую окружающую природную среду, где чистым мог бы быть и атмосферный воздух, и вода, и, где все компоненты экосистемы не подвергались бы бездушному воздействию со стороны физических и юридических лиц. Право на благоприятную окружающую природную среду является основным правом человека, ибо жизнедеятельность любого индивида проходит во взаимосвязи с компонентами экосистемы, с окружающей средой. Человек всю свою жизнь взаимодействует с природой, а природа в свою очередь выполняет ряд функции по отношению к человеку и удовлетворяет его потребности. Природа является естественным источником удовлетворения физиологических потребностей человека и обеспечивает развитие науки, природные русурсы являются источником материальных потребностей человека. Кроме того, природа является средой обитания человека, где он живет, отдыхает и гуляет, значит, человек, находясь во взаимосвязи с природой удовлетворяет свои духовные и эстетические потребности.
Помимо этого, нельзя забывать, что человек, обладая определенными правами несет и определенные обязанности. Например, обязанность уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц, обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. Именно при бережном отношении к природе обеспечивается ее сохранность, а значит и благоприятные условия для жизнедеятельности человека и общества в целом.
Поэтому каждый человек должен осознавать ценность окружающей природной среды и тем самым не нанося вреда окружающей природной среде, создавать для себя благоприятные условия проживания и уметь защитить свои нарушенные экологические права.
Список литературы:
1.Конституция РК от 30 августа 1995 года. Алматы: Юрист, 2013.
2.Экологический кодекс РК от 9 января 2007 года. Алматы: Юрист, 2013.
sibac.info
10.Право граждан на благоприятную окружающую среду и иные экологические права граждан.
Право на благоприятную окружающую среду — одно из основных естественных прав человека. Это право, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, — право, данное самой природой. Право каждого на благоприятную окружающую среду впервые в России, а точнее — в СССР, было закреплено в Декларации прав и свобод человека, принятой в 1991 г. Съездом народных депутатов СССР. А позднее — в Конституции 1993 г.
Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.
По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.
Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми документами по правам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К международным документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).
Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологические права относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения человека таких прав. Они являются правами субъективными и естественными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рождения.
К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разновидности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, на радиационную безопасность, право граждан на пребывание в лесах и др.
Выделение в предлагаемой классификации категории «иные экологических прав» вовсе не означает, что они юридически менее значимы, чем основные. Эти права также подлежат государственному обеспечению и защите.
Наряду с представленной выше классификацией, экологические права могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности.
Как в Российской Конституции, так и в Международных пактах по правам человека выделяются гражданские (личные) права; политические права; культурные права; социальные и экономические права. Очевидно, что как самостоятельные по содержанию экологические права, так и юридически значимые экологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в каждом из названных видов прав.
Так, гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру, от вредного воздействия окружающей среды).
Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в осуществлении государственной власти (посредством проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля за властью (путем судебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц, а также их бездействия, нарушающих экологические права граждан).
Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня экологической культуры человека.
Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень с учетом экологических характеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружающей среды, право на экологическое образование.
С учетом важности экологических интересов для человека, общества и государства, уровня развития экологических прав человека они должны быть выделены в качестве самостоятельной разновидности прав.
studfiles.net
Право на благоприятную окружающую среду как основное конституционное право граждан :: BusinessMan.ru
В этой статье мы поговорим о праве на благоприятную окружающую среду. Рассмотрим этот вопрос комплексно, со всех сторон, а также коснемся правовых аспектов. Конституция гарантирует человеку это право с момента его рождения.
Введение
В разделе экологических прав человека право на благоприятную окружающую среду является ключевым. Юридическое оформление это право получило сравнительно недавно. Впервые оно было провозглашено в испанской конституции в 1978 году, но широкое распространение экологического права пришлось на начало 1990-х годов. Встречалось оно в основном в правовых документах постсоциалистических стран. Данное право обязывает всех юридических и физических лиц, а также государственные органы к приложению максимума усилий для сохранения условий окружающей среды. Российское законодательство дополняет это право пунктом о том, что каждый человек имеет право знать об экологической обстановке того места, в котором он проживает. Также возможно возмещение ущерба в том случае, если было совершено экологическое правонарушение.
Экологическая безопасность населения
Право граждан на благоприятную окружающую среду предполагает то, что человек должен иметь реальную возможность проживать в местности, которая отвечает не только российским, но и международным стандартам. Кроме того, это означает возможность участвовать в принятии решений, связанных с экологией, контролировать выполнение решений, получать своевременную и точную экологическую информацию и требовать ущерб в случае нарушений.
Как обеспечивается экологическая безопасность? Здесь важную роль играет нормирование и планирование, принятие мер по улучшению качества окружающей среды и предотвращению вредной с точки зрения экологии деятельности, недопущение и ликвидация последствий катастроф, аварий и стихийных бедствий при помощи государственного и социального страхования населения, создание частных и государственных фондов, организации доступной медицинской помощи. Также следует регулярно следить за состоянием экологии и контролировать исполнение законодательства.
Требования
Защита прав на благоприятную окружающую среду должна проводиться четко. Реализуется она при помощи разработки нормативов предельно допустимых норм вредных веществ, выбора методов их определения. Утверждается это все уполномоченными государственными органами и санитарно-эпидемиологическим надзором. Экологическое законодательство динамично, оно корректируется и изменяется с развитием науки и техники. Если требования к надлежащему качеству окружающей среды нарушаются, происходят несанкционированные выбросы вредных веществ или осуществляются другие виды негативного воздействия, деятельность субъектов может быть приостановлена, ограничена или прекращена Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов, Федеральной службой лесного хозяйства или другими уполномоченными государственными органами.
Способы защиты населения
Право граждан на благоприятную окружающую среду поддерживается обязательным и добровольным страхованием учреждений, организаций, предприятий, граждан, их доходов и собственности. Это делается на случай возможного стихийного или экологического бедствия, для ликвидации возможных последствий. Областные, краевые, местные, республиканские и государственные фонды объединяет единая внебюджетная система – Федеральный экологический фонд. Денежные средства в таких фондах формируются за счет средств, которые поступают от физических и юридических лиц, от платежей за размещение и сброс отходов, платежей за другие виды загрязнения окружающей среды, средства, полученные от конфискованных предметов для рыболовства и охоты.
Участие граждан
Право на благоприятную окружающую среды подкрепляется широкими возможностями самих граждан для реализации своих свобод. Граждане могут создавать различные фонды или общественные организации для охраны природы. Люди могут добровольно вступать или не вступать в такие организации, вносить в них свои денежные средства, принимать участие в сборах, принятии решений, митингах, шествиях и референдумах. Кроме того, каждый гражданин, вне зависимости от того, состоит он в какой-либо экологической организации или нет, может обращаться к уполномоченным органам государственной власти с письмами, петициями требовать рассмотрения своих претензий. Также есть право, согласно которому граждане могут требовать отмены строительства, проектирования, эксплуатации объектов, загрязняющих окружающую среду, в судебном или административном порядке. Можно говорить о привлечении к ответственности физических или юридических лиц в случае нарушения ими норм экологического права. Гражданские и должностные лица поддаются гражданско-правовой, административной и дисциплинарной, уголовной ответственности, а учреждения, организации и предприятия – гражданско-правовой и административной ответственности.
Правовая сторона вопроса
Почему право на благоприятную окружающую среду принадлежит к общечеловеческим ценностям, понятно из того, что главная и высшая ценность – человеческая жизнь. А ведь экология может оказывать как оздоравливающее, так и пагубное воздействие на здоровье человека, вплоть до смертельного исхода. Однако это не та область, о которой мы ведем речь. Как насчет правового регулирования? Право человека на благоприятную окружающую среду было впервые закреплено в Декларации прав и свобод от 1991 года, которая была принята на Съезде нардепов СССР. Позже это же право появилось в Конституции 1993 года. Право на жизнь, определение которому дано в 20 ст. Конституции России, неразрывно связано с экологическим правом, ведь жизнь человека не должна уменьшаться из-за влияния пагубных факторов окружающей среды. Субъекты экологического права — это не только граждане России, но иностранные граждане, которые находятся на ее территории.
Реализация прав
Почему право на благоприятную окружающую среду может реализовываться разными способами? Дело в том, что граждане могут не только требовать соблюдения экологических законов, но и прекращения негативного воздействия на среду и даже привлекать нарушителя к ответственности. Экологические организации могут не только собираться и принимать какие-либо решения, но и пропагандировать свою программу, защищать и рассказывать о правах другим гражданам, развивать свое направление, выполнять ряд работ по защите окружающей среды, оказывать посильную помощь органам государственной власти, организовывать мероприятия за свой счет, рекомендовать представителей своих организаций для участия в экологической экспертизе, проводить ее самостоятельно. Кроме того, любой человек или организация могут требовать проведения дополнительной экспертизы, которая приобретает юридическую силу после утверждения компетентными органами. Более того, в ст. 13 Закона о защите окружающей среды говорится о том, что государственные органы и уполномоченные лица должны оказывать общественным организациям всевозможную помощь, стараться максимально удовлетворить их требования.
Привлечение к ответственности
Способы защиты права на благоприятную окружающую среду закрепляются ответственностью, которая неизбежна вследствие нарушения норм. Граждане или их объединения имеют полное право требовать соответствующих подтверждений от гидрометеорологических органов, предоставления достоверной, полной и своевременной информации. Увиливание от выполнения своих обязанностей, предоставление ненужной информации или ее искажение несет за собой законодательную ответственность.
Наказание
Штраф накладывается на граждан, предприятия, организации и должностных лиц в том случае, если они имеют отношение к несвоевременной подаче информации, ее утаиванию или искажению. Граждане подвергаются штрафу в размере 10-кратной минимальной зарплаты, а должностные лица – 20-кратной минимальной зарплаты. Если отдельные граждане, организации или учреждения своей деятельностью навредили здоровью или имуществу человека, то нанесенный урон должен быть возмещен в полном размере.
Право на благоприятную окружающую среду – экологическое право, которое при его нарушении подлежит возмещению, о чем нарушители очень часто забывают. Но при этом стоит сказать, что в любом случае учитывается степень вреда, таким образом государство защищает и права нарушителя, который не обязан выплачивать огромные штрафы при минимальном уроне. К примеру, если человек теряет работоспособность в результате негативного воздействия окружающей среды, то учитывается степень ее потери. При этом нарушитель должен оплатить восстановление и лечение человека, взять на себя затраты по уходу за больным и компенсировать ему те профессиональные возможности, которые он упускает из-за временной потери трудоспособности. В некоторых случаях дополнительно компенсируются затраты, связанные с необходимостью сменить место жительства, невозможностью иметь детей и т.д. Поводом для возмещения становится решение суда. Заявление может подать не только сам пострадавший, но и члены его семьи, уполномоченные органы или общественные организации. Если нарушитель не может компенсировать в полной мере ущерб, денежные средства взыскиваются с государственных экологических фондов.
Сохранение среды
У каждого человека есть право на благоприятную окружающую среду, но ее сохранение требует от контролирующих и исполнительных органов учета трех составляющих, из которых и складывается благоприятная экологическая обстановка:
- компоненты природы, такие как почва, воздух, растительный и животный мир, космическое пространство, окружающее землю, которые в совокупности обеспечивают положительную экологическую ситуацию;
- состояние природных объектов и комплексов, которые взаимозависимы;
- состояние природно-антропогенных объектов.
Для того чтобы окружающая среда всего мира была благоприятной, важно соблюдение баланса между этими тремя составляющими.
businessman.ru
Реферат – Право на благоприятную окружающую среду
ОглавлениеВведение 3
1. Право на благоприятную окружающую среду: понятие, содержание, реализация 4
2. Причины экологических правонарушений: общие и частные 7
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Введение
Экологические проступки являются одним из наиболее распространенных видов противоправных деяний. В совокупности с другими экологическими правонарушениями, преступлениями по тяжести своих отрицательных последствий экологического и социального характера они представляют сегодня реальную угрозу национальной безопасности России.
По ряду своих сущностных характеристик экологические правонарушения являются в значительной части одновременно и экономическими (например, противоправное использование природных ресурсов).
При этом высока не только скрытая, но и скрываемая часть таких административных проступков, общее количество ежегодно рассматриваемых жалоб по фактам выявленных правонарушений в сфере экологии явно не соответствует числу сообщений о таких правонарушениях, известных различным государственным органам, уполномоченным осуществлять экологический контроль.
Целью настоящей работы является рассмотрение права на благоприятную окружающую среду и причины экологических правонарушений.
1. Право на благоприятную окружающую среду: понятие, содержание, реализация
Право на благоприятную окружающую среду — одно из основных естественных прав человека. Это право, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, — право, данное самой природой. Право каждого на благоприятную окружающую среду впервые в России, а точнее, в СССР, было закреплено в Декларации прав и свобод человека, принятой в 1991 г., а позднее — в Конституции 1993 г.
Конституция устанавливает также право каждого на жизнь (ст. 20). Право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду то, что первое, несомненно, связано с состоянием окружающей среды, в которой проживает человек. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья человека до 80% определяется условиями среды его обитания. Как сообщает Росстат, средняя продолжительность жизни мужчин в России в 2007 г. составила 59 лет. Есть основания предположить, что годы жизни укорочены, наряду с другими причинами, из-за деградации окружающей среды.
В той части, в какой право на жизнь связано с охраной природной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными российским законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обеспечиваться и защищаться посредством обеспечения соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду.
Субъектами права на благоприятную окружающую среду являются граждане России и иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.
Для обеспечения наиболее эффективного соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду большое теоретическое и практическое значение имеет определение его содержания.
Определение понятия «благоприятная окружающая среда» дано в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». В соответствии с Законом благоприятная окружающая среда — окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. С моей точки зрения, данное определение страдает рядом дефектов. Благоприятную окружающую среду целесообразно определять через ее характеристику не качества, а состояния. Последнее понятие — более широкое, оно включает как качественные, так и количественные характеристики окружающей среды. Характеристика качества не учитывает количественные аспекты состояния природы. Данное легальное определение не содержит юридических критериев благоприятного состояния среды, которые могли бы прояснить правовые аспекты обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Устойчивое функционирование естественных экологических систем и природных объектов — понятие естественных наук, привнесенное в Закон без какого-либо пояснения.
refbox.org
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — Законодательство. Государство и право — Каталог статей
Э.Ю.Балаян
Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета
Посвящена конституционно-правовому исследованию основополагающего права каждого на благоприятную окружающую среду в современном российском государстве. Отмечается, что возможность реализации данного права означает пользование благоприятным состоянием окружающей среды, проживание в здоровой среде, не угрожающей жизни и здоровью человека; способствует полноценному и свободному развитию личности и выступает обязательной составляющей права на достойный уровень жизни.
Ключевые слова: конституционные экологические права; право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В Конституции РФ закреплены следующие самостоятельные экологические права, которые в совокупности составляют конституционно-правовое содержание права на благоприятную окружающую среду: право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением (право на возмещение экологического вреда). На современном этапе право на благоприятную окружающую среду выступает как важнейшая конституционная ценность.
Конституция РФ в ст. 42 закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Признав право на благоприятную окружающую среду, российское государство сделало первый шаг в направлении создания правового и социального государства, подтвердило намерение построить его. Признание данного права также стимулирует рост самосознания граждан, экологическое сознание и культуру, способствует вовлечению граждан в охрану окружающей среды, стимулирует деятельность государства в данной сфере, так как реализация права на благоприятную окружающую среду, других экологических прав предполагает возможность требовать соответствующего поведения от других субъектов, прежде всего от государственных органов. В то же время регулирование экологических прав способствует укреплению авторитета государства, его выходу на международную арену, вхождению в европейское и мировое пространство [6, с. 31-34].
Из содержания ст. 42 Конституции РФ можно сделать вывод о конституционном закреплении следующих самостоятельных экологических прав:
— права на благоприятную окружающую среду;
— права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
— права на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением (права на возмещение экологического вреда).
В совокупности они составляют конституционно-правовое содержание права на благоприятную окружающую среду, которое конкретизируется в отраслевом законодательстве.
Следует отметить, что в научной литературе часто употребляются термины «конституционные экологические права», «экологические права», «другие экологические права граждан, предусмотренные Конституцией РФ и иными законами». Такой разброс точек зрения в отношении указанных категорий демонстрирует, по нашему мнению, отсутствие единого и непротиворечивого их толкования не только в нормативных источниках, но и в доктрине.
Как отмечает М.И. Васильева, в настоящее время наибольшее распространение для обозначения совокупности правовых возможностей личности в природоохранных и природоресурсовых отношениях получила использование категории «экологические права». По мнению автора, термин «экологические права» применяется в качестве собирательного наименования для всех тех полномочий граждан и общественных объединений, которые закреплены в законах «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» и целом ряде других нормативных актов.
В своё время В.В. Петров писал, что «современный взгляд на экологические права человека должен учитывать три аспекта его прав, связанных с окружающей средой. Первый аспект — право человека на благоприятную для жизни окружающую природную среду. Второй аспект — право человека на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Третий — право человека и его обязанность как гражданина участвовать в охране окружающей природной среды» [7, с. 12]. При этом автор утверждает, что экологические права — выражение скорее обиходное, нежели научное.
М.И. Васильева, исходя из анализа субъектов экологических прав, отмечает, что представляется более корректным говорить об экологических правах именно в контексте права граждан на благоприятную окружающую среду, включая в них все те обширные полномочия общественности (граждан, их объединений, населения), которые непосредственно связаны с содержанием и реализацией основополагающего конституционного права.
Другой известный учёный — М.М. Бринчук — под экологическими правами человека понимает призванные и закреплённые в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой. Аналогичное понимание экологических прав демонстрируют Э.Ю. Исмаилова, Ю.В. Трунцевский, Н.Е. Савич и др.
Ознакомившись с разными суждениями относительно понятия экологических прав, предполагаем, что следует начать с разграничения таких категорий, как «конституционные экологические права» и «экологические права».
В первом случае речь идёт только об экологических правах, закреплённых в самой Конституции, которые следует понимать в узком и широком смысле.
В узком понимании конституционные экологические права включают право на благоприятную окружающую среду, права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением (ст. 24) [1]. В широком смысле к указанным правам примыкают закреплённые в Конституции РФ право частной собственности на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9 Конституции) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37), право на охрану здоровья (ч. 1 ст. 41).
Необходимо отметить, что основной закон российского государства устанавливает целый ряд прав и свобод, которые дополняют указанные права человека.
Под экологическими правами (в их отличии от категории конституционных экологических прав) следует понимать права личности, закреплённые в отраслевом законодательстве, направленные на удовлетворение его экологических интересов и потребностей, гарантированные нормами национального и международного права.
Существует и комплекс конституционных прав, не являющихся экологическими, но направленных на их обеспечение и защиту. Это право на получение информации, касающейся его прав и свобод (ст. 24), право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4, ст. 29), право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30) и многие другие конституционные права [1].
Не менее важным вопросом является и классификация экологических прав. В литературе высказывается мнение, что в системе экологических прав следует выделять:
— фундаментальное экологическое право — право на благоприятную окружающую среду;
— иные экологические права, которые служат одновременно гарантиями реализации и защиты фундаментального экологического права;
— смежные экологические права, а также конституционные и другие права, смежные с экологическими правами. При этом основополагающим, базовым в такой структуре выделяется право на благоприятную окружающую среду [8].
По мнению М.М. Бринчука, следует выделять группы экологических прав по содержанию:
1) права, направленные на удовлетворение потребностей человека за счёт ресурсов природы. К ним относят право на благоприятную окружающую среду и право на природопользование, право на благоприятную среду обитания (ст. 8) [4] и на благоприятную среду жизнедеятельности [3];
2) права, направленные на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды (ст. 41) [1], на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (ч. 3, ст. 37) [1], а также на радиационную безопасность [5];
3) права, служащие средствами обеспечения соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. К этой группе прав относятся права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на возмещение вреда окружающей среде и т.д.;
4) право собственности на проблемные ресурсы;
5) экологические права будущих поколений.
Экологические права будущих поколений вообще выделяются по признаку адресата данного права. На наш взгляд, в данной классификации эти права не могут выделяться в качестве отдельной группы или вида, поскольку могут быть направлены на удовлетворение всех трёх потребностей, названных ранее. Например, экологические права будущих поколений могут предполагать сохранение жизненно важных ресурсов хозяйственной деятельности за счёт разумного, экономичного их использования настоящим поколением. Также указанные права могут касаться сохранения качества окружающей среды в интересах будущего поколения.
В рамках данной работы следует уделить внимание и другому вопросу. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» демонстрирует широкое понимание термина «окружающая среда», включая в его содержание природные компоненты. Вместе с тем представляется верным при обозначении системы экологических прав человека разграничение собственно экологических прав и прав в сфере использования отдельных видов природных ресурсов (права природопользования). В этом смысле весьма примечательно разграничение понятий «природный объект» и «природный ресурс», которое на законодательном уровне содержится в ст. 1 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» [3]. Согласно данной статье природный объект представляет собой естественную экологическую систему, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природными ресурсами выступают те компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Касаясь данного разграничения, нельзя не отметить, что одни и те же компоненты окружающей среды могут выступать как в виде природного объекта, так и в качестве природного ресурса (земля, леса, водные объекты и т.д.). Соответственно в отношении морфологически одного и того же объекта могут складываться разнородные общественные отношения, которые регулируются различными отраслями права и законодательства (не случайно в качестве критериев разграничения отраслей права выступает не объект, а предмет правового регулирования).
На современном этапе право на благоприятную окружающую среду выступает как важнейшая конституционная ценность. Возможность реализации данного права означает пользование благоприятным состоянием окружающей среды, проживание в здоровой среде, не угрожающей его жизни и здоровью, способствует полноценному и свободному развитию личности. Благоприятное состояние окружающей среды выступает обязательной составляющей права на достойный уровень жизни.
Реализация конституционных экологических прав способствует решению таких важнейших задач, как обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, информационное обеспечение экологической деятельности; защита прав людей, оказавшихся жертвами экологических катастроф и бедствий; усиление ответственности должностных лиц за принятие решений, нарушающих экологические права и интересы личности, населения, общества, государства; согласование экологических и экономических интересов хозяйствующих субъектов, населения.
Конституционализация права на здоровую окружающую среду обусловлена тем угрожающим для жизни человечества состоянием окружающей среды, которого она вследствие экономической деятельности человека достигла во второй половине XX — начале XXI века. Противоречие, по крайней мере, внешнее между экономикой и экологией побудило современные государства использовать механизм правового регулирования, включая конституционный его уровень, для защиты среды обитания человечества и тем самым спасения его от обострившейся угрозы самому его существованию.
Эта проблема отразилась в конституциях самых различных государств независимо от особенностей их политической системы. Так, по Конституции Армении каждый имеет право жить в окружающей среде, способствующей его здоровью и благополучию, обязан лично и совместно с другими лицами охранять и улучшать окружающую среду. Должностные лица несут ответственность за сокрытие экологической информации или отказ от её предоставления (ст. 33.2). Государство, в свою очередь, обеспечивает охрану и воспроизводство окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов (ст. 10).
Охрана окружающей среды и природопользование достаточно широко регулируются в Конституции Украины. Она признает право своих граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причинённого нарушением этого права ущерба. Кроме того, «каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на её распространение» (ст. 50). С правом граждан соотносится обязанность государства обеспечивать экологическую безопасность и поддерживать экологическое равновесие на территории Украины, преодолевать последствия Чернобыльской катастрофы, сохранять генофонд украинского народа (ст. 16).
Конституция Республики Казахстан содержит лишь публичное заявление о том, что «государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека» (ст. 31). При этом экологические права граждан не признаются.
В определённой степени совпадают подходы Украины и Казахстана к регулированию отношений собственности на природные богатства. В ст. 6 Конституции Казахстана предусматривается право государственной собственности на недра, воды, растительный и животный мир. Земля может находиться как в государственной, так и в частной собственности (ст. 6). Конституция Украины гарантирует право собственности на землю, которое приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом (ст. 14).
В государствах-членах СНГ принят огромный массив нормативных актов, регулирующих отношения по охране окружающей среды.
Польша, Венгрия, Словакия, Чехия и другие государства Центральной и Восточной Европы имеют более развитое право окружающей среды, чем Россия и государства-члены СНГ. Оно было более развитым и на этапе социалистического развития. Уже в 80-е гг. в Болгарии, Венгрии, Польше были приняты комплексные законы об охране окружающей среды. Сейчас такие законы приняты во всех государствах этого региона. Они предусматривают всестороннее регулирование охраны окружающей среды от вредных воздействий. Основными направлениями законодательной деятельности этих государств являются, во-первых, принятие законов, которых недоставало в прежней системе экологического законодательства, а во- вторых, гармонизация экологического законодательства с европейским. В этом, в частности, проявляется тенденция к их вхождению в европейское правовое пространство.
Со времени Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.) наблюдается поистине стремительное увеличение числа национальных законов и подзаконных нормативных актов, посвящённых охране окружающей среды и регулированию природопользования, а также сохранению особо ценных экологических систем и природных объектов. Более ста государств-членов ООН приняли заглавные комплексные законы об охране окружающей среды, регламентирующие политику и принципиальные юридические положения в экологической сфере. Появились законы и подзаконные нормативные акты, определяющие порядок планирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, нормирования, лицензирования, стандартизации, экономического регулирования в данной области практики, а также порядок учёта, контроля состояния (мониторинга) природной среды, экологической экспертизы, инспектирования в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и иных сферах человеческой жизнедеятельности, влияющей на природную среду. В некоторых странах — Колумбия, Сенегал, Филиппины — появились даже кодексы об охране окружающей среды — экологические кодексы (в России такой кодекс действует в Республике Башкортостан).
Более ста государств образовали и развивают административные системы экологического управления, возглавляемые министерствами или аналогичными государственными органами по окружающей среде и регулированию природопользования. Развивается взаимодействие между центральными и местными государственными органами по вопросам охраны окружающей среды и регулирования природопользования. Законотворческий процесс по вопросам взаимодействия общества и природы весьма динамичен.
По мере необходимости в принимаемые законы вносятся поправки и дополнения. Такая необходимость может возникнуть в ответ на острую экологическую проблему.
Существенным импульсом развития в таких экономически развитых государствах, как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания и других, формированию законодательства об окружающей среде служило и служит общественное экологическое движение.
Статья 45 Конституции Испании гарантирует право на благоприятную окружающую среду. Все имеют право на благоприятную для человека окружающую среду и обязаны её сохранять. Органы власти следят за рациональным сохранением всех природных ресурсов в целях сохранения и улучшения качества жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды, опираясь при этом на коллективную солидарность. Лица, нарушившие данные положения Конституции Испании, подлежат в соответствие с законом уголовной или административной ответственности и обязаны возместить ущерб.
Исторически развитие права окружающей среды начиналось с местного уровня. Проблемы загрязнения вод, атмосферного воздуха решались в рамках главным образом санитарного законодательства или законодательства о здравоохранении путём принятия актов органами местного самоуправления. Правда, в некоторых государствах на национальном уровне принимались законы ещё в XIX веке — начале XX века. Их образцами могут служить закон Великобритании «О щелочном и других видах производства» (1863 г.), который предусматривал регулирование охраны атмосферного воздуха от загрязнения химическими предприятиями, или закон Франции, регулировавший размещение промышленных предприятий с учётом их экологической опасности (1917 г.). В нём, в частности, предписывалось размещать экологически опасные предприятия вне жилых зон. Первым актом законодательства об охране окружающей среды Нидерландов явился закон «О зловредности» (NuisanceAct, 1875 г.), который и сейчас является основой природоохранительной политики региональных властей.
При характеристике общих закономерностей формирования права окружающей среды в экономически развитых государствах следует подчеркнуть, что оно происходит в рамках исторически сформировавшихся систем права — романо- германской и общего права. Соответственно, главным источником права в странах романо-германской правовой системы является закон, в странах общего (англоамериканского) права наряду с законом источником правового регулирования охраны окружающей среды является прецедент, т.е. решение суда по конкретному делу. Говоря современным языком, практика решения экологических проблем в рамках общего права уходит в средневековье. Такие формы исков, как устранение зловредности, помех (nuisance), связанных с загрязнением воздуха или вод, или нарушение владения (trespasstoland), применялись судами ещё в средние века.
В странах континентального права суды также играют важную роль в решении проблем охраны окружающей среды, но лишь в рамках концепции разделения властей. В США и Великобритании также действует принцип разделения властей, но роль судов там иная, более активная, чем, скажем, в континентальной Европе. Но и там наряду с принципом разделения властей действует принцип сдержек и противовесов. К примеру, в США это проявляется в том, что каждая из властей имеет влияние на другую. Например, руководитель Агентства по охране окружающей среды или судьи Федерального суда назначаются Президентом США, но с согласия Сената. Принятие закона в области охраны окружающей среды требует согласия обеих палат Конгресса и Президента. Президент имеет право наложить вето на принятый закон.
Конституции большинства государств содержат так называемые публичные заявления о том, что государство заботится о природе. Выражается это разными словами. Так, согласно Конституции Швейцарии (1999 г.), федеральная власть заботится о пейзаже, природных достопримечательностях и памятниках и охраняет их, она субсидирует меры охраны природы и ландшафта. Конституция Италии (1974 г.) декларирует лишь то, что Республика охраняет природу. В соответствии со ст. 21 Конституции Голландии (1983 г.) Правительство заботится о качестве жизни в стране, защите и улучшении окружающей среды.
Право на благоприятную окружающую среду — одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина — предусмотрено преимущественно новыми конституциями зарубежных государств (Португалии, 1976 г.; Испании, 1978 г.; Турции, 1982 г.; Бразилии, 1988 г.). Определяется это право различно. Например, в ч. 1, ст. 45 Конституции Испании говорится, что «все имеют право пользоваться окружающей средой, подходящей для развития личности, а равно обязаны охранять её», а ч. 3 этой статьи предусматривает установление уголовной и административной ответственности лиц, нанесших окружающей среде ущерб, с возложением на них обязанности возместить его. Сходное регулирование содержится в ст. 55 болгарской Конституции: «Граждане имеют право на здоровую и благоприятную окружающую среду в соответствии с установленными стандартами и нормативами. Они обязаны беречь окружающую среду». Конституции формируют основы правового регулирования охраны окружающей среды.
Тем не менее вопросы, связанные с реализацией данного основополагающего права, решаются на уровне национальных законов, концепций и доктрин.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ; 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.03.2014, № 9, ст. 851.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ // Российская газета. — 2004. — № 290.
3. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» 10.01.2002 № 7- ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 2, ст. 133.
4. Федеральный закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 14, ст. 1650.
5. Федеральный закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 3, ст. 141.
6. Буркова Л.Н., Чепурнова Н.М. Экологические права человека в Российской Федерации (конституционно-правовые вопросы). — М., 2006. — 256 с.
7. Петров В.В. Экологическое право и реальность // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. — 1990. — № 3. — С. 11-15.
8. Трудова О.В., Яковлев Э.У. К вопросу о классификации, содержании, правовой гарантированности экологических прав человека и гражданина (сравнительный анализ правовых систем РФ и Евросоюза // Международное публичное и частное право. 2008. — № 2. — С. 22-25.
9. Экология и охрана окружающей среды: учебник / В.И. Коробкин, Л.В. Пе- редельский. — М.: КноРус, 2013. — 329 с.
10. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012) // Документ опубликован не был.
11. Пеньковский А.В. Конституционное право на благоприятную окружающую среду в России и зарубежных странах // Закон и право. 2011. — № 1. — С. 37-39.
Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(13). 2014
vuzirossii.ru
Право на благоприятную окружающую среду.
Право на благоприятную окружающую среду — одно из основных естественных прав человека. Это право, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, — право, данное самой природой. Право каждого на благоприятную окружающую среду впервые в России, а точнее — в СССР, было закреплено в Декларации прав и свобод человека, принятой в 1991 г. Съездом народных депутатов СССР. А позднее — в Конституции 1993 г.
Конституция устанавливает также право каждого на жизнь (ст. 20). Право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду то, что первое, несомненно, связано с состоянием окружающей среды, в которой проживает человек. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований.
В той части, в какой право на жизнь связано с охраной природной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными российским законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обеспечиваться и защищаться посредством обеспечения соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду.
Субъекты права на благоприятную окружающую среду:
граждане России;
иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.
Для обеспечения наиболее эффективного соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду большое теоретическое и практическое значение имеет определение его содержания.
Определение понятия «благоприятная окружающая среда» дано в Федеральном законе «Об охране окружающей среды»: благоприятная окружающая среда — окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Однако, благоприятную окружающую среду целесообразно определять через характеристику не качества, а состояния (которое включает как качественные, так и количественные характеристики окружающей среды). Легальное (приведенное в законе) определение не содержит юридических критериев благоприятного состояния среды, которые могли бы прояснить правовые аспекты обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Устойчивое функционирование естественных экологических систем и природных объектов — понятие естественных наук, привнесенное в Закон без какого-либо пояснения.
Кроме законодательного имеется достаточно обоснованное научное определение понятия благоприятной окружающей среды. Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве требованиям, касающимся чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия, эстетического богатства, сохранения уникальных (достопримечательных) объектов природы, сохранения естественных экологических систем, использования природы с учетом допустимого экологического и техногенного риска.
В законодательстве содержатся юридически значимые критерии оценки благоприятного состояния окружающей среды и соответственно соблюдения данного субъективного права. Прежде всего, юридическими критериями служат нормативы качества окружающей среды и нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, предусмотренные Федеральным законом «Об охране окружающей среды», иными актами экологического законодательства. Такие нормативы направлены преимущественно на обеспечение чистоты окружающей среды, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.
Критериями оценки благоприятного состояния окружающей среды с точки зрения ресурсоемкости (неистощимости) природных богатств являются нормативные требования по использованию (изъятию) природных ресурсов, установленные Законом «Об охране окружающей природной среды», актами земельного, горного, водного, лесного и иного природоресурсного законодательства.
Поддержание благоприятного состояния окружающей среды с целью сохранения видового разнообразия, удовлетворения эстетических и иных потребностей человека, обеспечивается созданием особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон и иных территорий и установлением в законодательстве их правовых режимов.
Право на благоприятную окружающую среду — одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологические права граждан — требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, — предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу служат средствами реализации права на благоприятную окружающую среду.
infopedia.su
Право на благоприятную окружающую среду
- Право на благоприятную окружающую среду
- – одно из основных прав человека, предусмотренных в ряде источников экологического права, в частности, принятых на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, а также в Конституции Российской Федерации. В ст. 42 предусматривается: «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». В Законе РФ «Об охране окружающей среды» содержится специальный раздел «Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду». Согласно Закону, слагаемыми этого права являются следующие: право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (ст. 11), полномочия граждан в области охраны окружающей среды (ст. 12).
Комплексное управление прибрежными зонами: Правовой глоссарий. — Рига: Балтийский Русский институт (ФЦП «Мировой океан» / «ТАСИС-EUROPE AID»). Отв. ред. А. Н. Вылегжанин (коллектив авторов: Андреева А.А., Барсегов Ю.Г., Вылегжанин А.Н., Гуреев С.А., Колосов Ю.М., Краишкина С.А., Кукушкина А.В., Михайличенко Ю.Г., Молодцова Е.С., Овлащенко А.В., Сперанская Л.В., Храбсков В.Г.). 2005.
- Политика Соединенных Штатов в отношении естественных ресурсов недр континентального шельфа и его поверхности
- Предельно допустимая концентрация, ПДК
Смотреть что такое «Право на благоприятную окружающую среду» в других словарях:
ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — одно из основных конституционных прав человека, относящееся к разряду экологических прав. По времени конституционализации это право является одним из новейших. Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 г., широкое распространение получило… … Юридическая энциклопедия
ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — одно из основных конституционных прав человека, относящееся к разряду экологических прав. По времени конституционализации относится к самому последнему поколению . Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 г. П. на б.о.с. корреспондирует… … Юридический словарь
ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — данное право граждан в качестве конституционного закреплено в ст. 42 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью… … Энциклопедический словарь конституционного права
ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — одно из основных конституционных прав человека, относящееся к разряду экологических прав. По времени конституционализации это право является одним из новейших. Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 г., широкое распространение получило… … Энциклопедический словарь экономики и права
ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — одно из основных конституционных прав человека, относящееся к разряду экологических прав. Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 г. и широкое распространение получило лишь конце 80 х начале 90 х гг. П. на б,о.с. корреспондирует… … Энциклопедия юриста
право на благоприятную окружающую среду — одно из основных конституционных прав человека, относящееся к разряду экологических прав. По времени конституционализации относится к самому последнему поколению . Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 г. П. на б.о.с. корреспондирует… … Большой юридический словарь
Оценка воздействия на окружающую среду — (ОВОС) специальный документ, который является составной частью ТЭО или детального проекта и направлен на определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния на окружающую среду и на население предполагаемой к реализации… … Экология человека
Экологическое право — Экологическое право особое комплексное образование,[1] представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы[2]. В сегодняшней юридической науке существует два… … Википедия
Права человека — (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… … Энциклопедия инвестора
Права и свободы человека и гражданина — Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права … Википедия
Книги
- Гражданин и право №12/2010, Отсутствует. «Гражданин и право» – научно-теоретический журнал об основных правах и обязанностях граждан при урегулировании правоотношений с гражданами, организациями, а также при защите нарушенных… Подробнее Купить за 59.9 руб электронная книга
coastal_zones_management.academic.ru